Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОЛАЙ
50, С. 334-336 опубликовано: 22 ноября 2022г.


НИКОЛАЙ

Николай (Кутепов), митр. Нижегородский и Арзамасский. Фотография. 90-е гг. ХХ в.
Николай (Кутепов), митр. Нижегородский и Арзамасский. Фотография. 90-е гг. ХХ в.

Николай (Кутепов), митр. Нижегородский и Арзамасский. Фотография. 90-е гг. ХХ в.

(Кутепов Николай Васильевич; 4.10.1924, хутор Кутепово Богородицкого у. Тульской губ.- 21.06.2001, Н. Новгород), митр. Нижегородский и Арзамасский. Из крестьянской семьи. В апр. 1930 г. родителей раскулачили и выселили из родного хутора. После этого семья переселилась в Тулу. С раннего детства Коля Кутепов ходил с родителями в храм, отличался благочестием, проявлял интерес к вере. Его младшая сестра впосл. вспоминала: «Он словно родился со своей церковностью, не играл в обычные детские игры, а всё церкви строил из кубиков, щепочек и песка». Большое значение в духовном воспитании буд. митрополита сыграли 2 его тети, сестры матери, монахини тульского Успенского мон-ря, проживавшие после закрытия обители вместе с семьей Кутеповых. Николай Кутепов учился в тульской школе № 25, к-рую окончил в июне 1942 г. В авг. того же года был призван на военную службу и направлен в Тульское пулеметное уч-ще, а с окт. воевал рядовым на Юго-Западном фронте. Участвовал в Сталинградской битве, был наводчиком противотанкового ружья. В кон. дек. 1942 г., во время боев под г. Миллерово Ростовской обл., был тяжело ранен, а также получил обморожение ступней (ему частично ампутировали обе стопы). Был комиссован из армии и после пребывания в госпитале вернулся в июне 1943 г. в Тулу. В сент. 1944 г. поступил в Тульский механический ин-т. С кон. того же года и до июля 1946 г. являлся иподиаконом Тульского архиеп. Виталия (Введенского). С окт. 1946 г. секретарь и келейник Тульского архиеп. Антония (Марценко). В 1947 г. ушел с 3-го курса Тульского механического ин-та. В 1950 г. поступил на 3-й курс Московской ДС. Во время учебы в семинарии Николай Кутепов решал для себя принципиальный вопрос о дальнейшей жизни - вступить в брак или принять монашество. За советом он ездил к проживавшему в Козельске одному из последних оптинских старцев - иеросхим. Мелетию (Бармину), к-рый благословил его на постриг.

В дек. 1951 г. в Туле был арестован архиеп. Антоний, а Н. Кутепов привлечен к следствию в качестве свидетеля и в течение месяца находился под подпиской о невыезде, его ежедневно допрашивали. Хотя обвинение ему предъявлено не было, но с этого времени он рассматривался властями как политически неблагонадежный. В апр. 1952 г., еще до окончания семинарии, был уволен Тульским еп. Сергием (Лариным; впосл. архиепископ) с должности секретаря архиерея и 2-го иподиакона Всесвятского собора Тулы «ввиду нецелесообразности его дальнейшего пребывания в составе работников Тульской епархии». Окончив семинарию в том же году, не был направлен ни на продолжение учебы в ДА, ни на служение в приходе. В кон. 1952 г. принят Вологодским и Череповецким еп. Гавриилом (Огородниковым; впосл. архиепископ) на службу в Вологодскую епархию и назначен на должность сверхштатного псаломщика в Воскресенскую церковь г. Череповца. 12 июля 1953 г. рукоположен во диакона в безбрачном состоянии, зачислен в штат Казанской ц. в г. Устюжна Вологодской обл. В сент. того же года поступил на заочный сектор Ленинградской ДА. В сент. 1954 г. перешел на очное обучение в академии. В июне 1958 г. окончил Ленинградскую ДА с ученой степенью кандидата богословия за соч. «Высокопреосвященный Исидор, Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский» (издано в 2009). 13 авг. 1958 г. назначен Учебным комитетом при Синоде на должность помощника инспектора и преподавателя Киевской ДС. 18 сент. того же года указом митр. Киевского и Галицкого Иоанна (Соколова) также был назначен сверхштатным диаконом Андреевской ц. Киева. 14 окт. 1959 г. рукоположен митр. Иоанном во иерея. 11 дек. того же года назначен инспектором Саратовской ДС с условием принятия монашества, и 20 дек. принял в Киево-Печерской лавре монашеский постриг с именем в честь св. воина Николая, мч. Севастийского (это был последний постриг в лавре перед ее закрытием советскими властями). 9 июня 1961 г. в связи с предстоящим закрытием Саратовской ДС и отсутствием преподавательских вакансий в др. оставшихся семинариях Н. решением Учебного комитета поступил в распоряжение Саратовского архиеп. Палладия (Шерстенникова; впосл. митрополит).

Еп. Николай (Кутепов). Фотография. После 1969 г.
Еп. Николай (Кутепов). Фотография. После 1969 г.

Еп. Николай (Кутепов). Фотография. После 1969 г.

14 авг. 1961 г. решением Синода РПЦ Н. был избран правящим епископом Мукачевской и Ужгородской епархии. Хиротонию 10 сент. того же года в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Питирим (Свиридов). Главной целью служения на своей первой архиерейской кафедре Н. поставил «дальнейшее оправославливание приходов Мукачевско-Ужгородской епархии». Он последовательно проводил унификацию богослужения в закарпатских приходах, боролся с сохранявшимися униат. явлениями в богослужебной практике. Также Н. занимался упорядочением дисциплинарных и финансовых дел в епархии. Активность молодого архиерея вызывала недовольство местного уполномоченного по делам РПЦ, к-рый считал, что принимаемые Н. меры по налаживанию церковной жизни епархии «создают препятствия в успешном выполнении законодательства о культах по снижению религиозности в области». Уполномоченный сообщал в Москву мнение областных властей: «Дальнейшее пребывание еп. Николая правящим архиереем Мукачево-Ужгородским считаем нежелательным». 9 окт. 1963 г. Н. был назначен епископом Омским и Тюменским. К тому времени в обширной епархии, охватывавшей территорию 2 областей Зап. Сибири, оставалось всего 13 действующих церквей из 24 существовавших ранее: 5 - в Омской и 8 - в Тюменской областях. В нач. 1965 г. вопреки протестам верующих была закрыта Серафимовская ц. в с. Суерка Ялуторовского р-на Тюменской обл.- единственный храм, действовавший в сельской местности. Это был один из последних храмов, закрытых в стране в ходе антицерковной кампании, проводившейся по инициативе Н. С. Хрущёва, отстраненного от власти в окт. 1964 г.

Одним из важных аспектов деятельности Н. в Омске был ремонт архиерейского дома, успешно проведенный вопреки сопротивлению уполномоченного Совета по делам религий и антирелиг. кампании в местной печати. Н. поставил перед собой задачу упорядочения богослужебной жизни в приходах. Ему удалось добиться того, что в храмах областных центров богослужения совершались ежедневно, а в остальных - по субботам и воскресеньям. Н. систематически объезжал приходские храмы, проводил в них торжественные богослужения, обязательно произносил проповедь. Большое внимание он уделял организации церковных хоров, практиковал на службах общенародное пение, что было для того времени необычно. Все архиерейские службы проходили при большом стечении верующих. В 1965 г. Н. подал прошение в Ученый совет Ленинградской ДА на написание магистерского сочинения по кафедре истории Русской Церкви на тему «Тобольские архиереи XVIII столетия и их церковная деятельность в Сибирском крае». Согласно решению Ученого совета академии от 3 февр. 1965 г., прошение было удовлетворено. За неск. лет Н. была проделана большая исследовательская работа, он просмотрел описи по 57 фондам в Тобольском архиве, изучил деловые бумаги канцелярии епископа Тобольского и Сибирского, ознакомился с документами, хранящимися в Тобольском историческом музее. Однако времени на обобщение собранного научного материала и на написание магистерского сочинения не хватало, и Н. к концу срока своего пребывания на Омской кафедре пришлось прекратить эту работу.

16 дек. 1969 г. Н. назначен епископом Ростовским и Новочеркасским. В то время в Ростове-на-Дону оставалось всего 4 действующих храма, причем кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы пребывал в запущенном состоянии. Стремление Н. привести кафедральный храм в надлежащий вид, начать регулярное проведение богослужений вызвали противодействие приходского совета, члены к-рого пользовались покровительством со стороны уполномоченного Совета по делам религий. Уполномоченный также предъявлял претензии к Н. по поводу нарушения в епархии запрета властей на крещение и причащение несовершеннолетних, проведение крестных ходов, распределение по приходским храмам без санкции уполномоченного свечей и церковных календарей и т. п. Н. категорически отказывался исполнять указания властей, если они противоречили каноническим нормам и действовавшему советскому законодательству. В ответ со стороны уполномоченного звучали оскорбления и угрозы. Однажды во время очередной беседы уполномоченный назвал архиерея врагом народа и страны. Н. не выдержал и ответил: «Я кровь свою на фронте за народ и страну проливал, а ты... где свои медальки заработал - на крови людской?! И не сметь так со мной разговаривать!» В результате острого конфликта с представителем Совета по делам религий архиерею пришлось покинуть Ростовскую кафедру.

1 дек. 1970 г. Н. был назначен епископом Владимирским и Суздальским. 9 сент. 1972 г. возведен в сан архиепископа. Самым значимым событием во время пребывания Н. на Владимирской кафедре было положительное решение вопроса о сохранении для Церкви кафедрального Успенского собора. Областные власти под предлогом необходимости проведения реставрационных работ пытались передать древний владимирский собор краеведческому музею. Верующим планировалось оставить лишь пристроенный к храму Георгиевский придел и соборную колокольню. Н. принял все меры к тому, чтобы не дать реализоваться этим планам. Он организовал крестный ход вокруг Успенского собора, что привлекло к судьбе храма внимание общественности, в т. ч. за рубежом. После неск. публикаций в заграничной печати местные власти отказались передавать собор музею. Н. принимал активное участие в деятельности по реставрации Успенского собора, значительная часть средств на это благодаря его стараниям была выделена Церковью. Когда в 1974 г. начались реставрационные работы, в храме продолжалось богослужение (во время первоочередных работ, связанных со вскрытием полов древней части храма, богослужения совершались в Георгиевском приделе). Независимость Н. от местных властей вызвала их недовольство, и они потребовали удаления архиерея из Владимира. 17 апр. 1975 г. он был назначен архиепископом Калужским и Боровским. В то время в епархии насчитывалось всего 27 приходов, причем в ряде церквей службы не проводились, т. к. местные власти препятствовали организации при них приходских советов и назначению священников. Если в храме долгое время отсутствовали богослужения, власти получали предлог его официально закрыть. Так, вопреки протестам прихожан и стараниям Н. был закрыт храм в с. Истомине Тарусского р-на Калужской обл. Н. регулярно объезжал немногочисленные приходы епархии, особое внимание он уделял красоте церковного пения. Часто проводил встречи с уполномоченным Совета по делам религий, во время к-рых добивался решения текущих вопросов, в частности назначения пенсий священнослужителям и их вдовам, а также монахиням закрытых мон-рей.

11 июня 1977 г. Н. был назначен архиепископом Горьковским и Арзамасским. Первое десятилетие его архиерейского служения в Горьковской епархии происходило в условиях продолжающегося давления со стороны властей. Велась борьба с паломничеством, действовал фактический запрет на появление новых приходов, вплоть до 1984 г. происходили закрытия сельских храмов. В самом Горьком (с 1990 - Н. Новгород) действовало всего 3 небольших храма на окраине города. В этих сложных условиях Н. удавалось достичь определенных успехов в деятельности епархии, что признавал даже местный уполномоченный Совета по делам религий, к-рый писал в одном из своих отчетов: «С приходом в епархию архиепископ Николай активизировал религиозную жизнь религиозных объединений и духовенства. Он довольно часто проводит архиерейские богослужения, причем выезжает и в самые отдаленные сельские приходы… Сам лично часто выступает с проповедями перед верующими, требуя этого и от духовенства приходов. В результате за последние годы в определенной степени активизировалась проповедническая деятельность духовенства епархии. Об активизации религиозной жизни в епархии свидетельствует и тот факт, что архиепископу Николаю удалось укомплектовать все действующие храмы духовенством. Причем богослужения в церквях не прекращаются и в случае временного отсутствия штатного священника (болезнь, отпуск и т. д.). В этом случае управляющий епархией временно командирует в данный приход священника из прихода, где несколько священнослужителей, или из заштата».

Принципиальное изменение ситуации произошло после празднования в 1988 г. 1000-летия крещения Руси (местом праздничных торжеств в Горьковской епархии по причине отсутствия надлежащего храма в областном центре стал кафедральный собор в Арзамасе). С нормализацией в стране государственно-религ. отношений стала активно возрождаться церковная жизнь. Уже в 1988 г. в Горьковской епархии было зарегистрировано 5 новых приходов. В апр. следующего года верующим был передан для реставрации и использования в качестве кафедрального Спасский собор в Горьком. В соборном храме немедленно начались реставрационные работы с продолжением проведения в нем богослужений по субботним и воскресным дням. С 1 окт. 1990 г. в связи с переименованием областного центра Н. стал носить титул архиепископа Нижегородского и Арзамасского. Был членом Синодальной библейской комиссии (с 8 мая 1990), Комиссии Синода по подготовке изменений в Уставе об управлении РПЦ (с 22 нояб. 1990). 25 февр. 1991 г. возведен в сан митрополита.

В 1991 г. в Нижегородской епархии был возрожден один из главных духовных центров Русской Церкви - Серафимо-Дивеевский во имя Св. Троицы жен. мон-рь, куда после всероссийского крестного хода были перенесены мощи прп. Серафима Саровского. Трудами Н. также были возрождены нижегородские в честь Благовещения Пресв. Богородицы и Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-ри, Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы, арзамасский во имя свт. Николая Чудотворца, Абабковский во имя свт. Николая Чудотворца, выксунский в честь Иверской иконы Божией Матери жен. мон-ри. В 1993 г. было открыто Нижегородское ДУ, преобразованное через 2 года в ДС. С 1995 г. действует Нижегородское жен. епархиальное уч-ще, с 1996 г.- Выксунское ДУ. За время архиерейского служения Н. на Нижегородской кафедре в епархии многократно увеличилось количество храмов. Если в 1977 г. в Горьковской обл. насчитывалось всего 43 прихода, то к 2001 г. в Нижегородской обл. их было уже 376. Появилось 20 правосл. периодических изданий, в т. ч. возрожденные «Нижегородские епархиальные ведомости».

Н. был награжден орденами РПЦ: св. кн. Владимира 2-й (1963) и 1-й (1986) степени, прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1981); удостоен гос. наград СССР: медали «За боевые заслуги» (1945), ордена Отечественной войны 2-й степени (1985) и ордена Трудового Красного Знамени (1988).

Скончался после инфаркта миокарда. Отпевание 23 июня 2001 г. возглавил С.-Петербургский митр. Владимир (Котляров) в сослужении архиепископов Тамбовского Евгения (Ждана), Ульяновского Прокла (Хазова; впосл. митрополит), Истринского Арсения (Епифанова; ныне митрополит), а также священников и диаконов Нижегородской и др. епархий. Н. был похоронен близ нижегородского Спасского кафедрального собора. В 2002 г. над его могилой была устроена часовня.

Соч.: На торжествах Грузинской Правосл. Церкви // ЖМП. 1972. № 9. С. 47-51; Митр. Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский). Н. Новг., 2009.
Лит.: Наречение и хиротония архим. Николая (Кутепова): (Некрол.) // ЖМП. 1961. № 11. С. 41-45; Памяти митр. Нижегородского и Арзамасского Николая // Там же. 2002. № 9. С. 68-69; Букова О. В. Святитель земли Нижегородской. Митр. Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов). Н. Новг., 2009; Дьяконов А. Первая кафедра митр. Николая (Кутепова) // Дамаскин. Н. Новг., 2011. № 3(19). С. 52-59; он же. Владыка Николай (Кутепов): Годы в МДС // Там же. 2012. № 3(22). С. 52-59: он же. Владыка Николай: Служение в Вологодской епархии // Вед. Нижегородской митрополии: Газ. 2012. № 11(11); он же. Митр. Николай (Кутепов) и советские общественные организации // Нижегородская старина. 2013. Вып. 35/36. С. 71-76; он же. Владыка Николай (Кутепов): Служение с тульскими архипастырями (1943-1952) // Там же. Вып. 37/38. С. 145-150; он же. «Предписано пребыть в Калугу» // Вед. Нижегородской митрополии. 2013. № 20(32). С. 17; он же. Калужская история // Там же. 2013. № 22(34). С. 18; он же. Наставник семинаристов // Там же. 2014. № 15(51). С. 16; он же. Архиеп. Николай: Служение на Владимирской кафедре (1969-1975) // Нижегородская старина. 2016. Вып. 49/50. С. 116-121; он же. Служение владыки Николая (Кутепова) на Ростовско-Новочеркасской кафедре (1969-1970) // Там же. 2017. Вып. 3/4(53/54). С. 150-157; Донат (Петенков), архим. Штрихи к портрету святителя [Николая (Кутепова): Восп.] / Подгот.: прот. А. Мякинин // Дамаскин. 2013. № 2(24). С. 54-61.
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Николай (Кутепов Николай Васильевич; 1924 - 2001), митрополит Нижегородский и Арзамасский
См.также:
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский